«Ах, какое платьице!», — думает милая молодая особа, разглядывая на манекене строгое черное платье-карандаш с длиной чуть ниже колена. Жизнь без этого платья кажется тусклой и неинтересной… Несколько минут в примерочной, и вожделенный наряд оказывается на кассе, а потом и в руках покупательницы. Летящей походкой она бежит домой, нетерпеливо вскрывает упаковку, примеряет обновку – и… Длина платья оказалась неудачной, и из милой молодой особы в одно мгновение она превращается в зрелую женщину бальзаковского возраста. Что делать? Можно ли вернуть платье в магазин? Брака нет, но платье «не сидит» и прибавляет возраст…
Такие ситуации совсем нередки. В магазине вещь кажется шикарной и крайне необходимой, но дома, когда прошел первый восторг от факта покупки, выясняется, что крой не тот, в интерьере не нашлось места для новой безделушки, а куртка, которую вы купили любимой дочери, оказалась не того цвета. Вернуть нельзя носить – где поставить запятую? Можно ли вернуть вещь, потому что не понравилась, не подошел цвет или размер, а не потому, что есть заводской брак? Попробуем разобраться.
Что говорит закон о правах покупателей?
Отношения между продавцом и покупателем регулирует «Закон о защите прав потребителей» — в ст. 25 этого закона как раз говорится о том, в каких случаях можно вернуть разонравившийся товар продавцу.
Обратите внимание! Первое, что вам предложат при возврате – обменять купленный товар на аналогичный. Если подходящего аналогичного товара в продаже нет, тогда вы сможете получить свои деньги. Еще один вариант развития событий – можно подождать следующую партию товара – возможно, в ассортименте появится то, что вам нужно. Тогда продавец обязан уведомить вас о новом поступлении.
Купите и думайте.
Для возврата «без объяснений» у вас есть ровно 14 дней – день покупки в этот срок не входит. Две недели вы можете примерять, думать, планировать… Но не пользоваться.
Только новая вещь.
К обмену и возврату принимается только новый товар, которым не пользовались. Все бирки и лейблы должны быть нетронутыми. Вернуть бывшую в употреблении вещь нельзя – ведь после возврата товар снова поступает в продажу.
Какие нужны документы?
Паспорт и чек или другой документ, который подтверждает факт покупки в этой компании. Потеряли чек? Вам в помощь – свидетели.
Может возникнуть соблазн потребовать с продавца возмещение морального вреда или неустойку за те дни, что товар был у вас или попробовать вернуть стоимость доставки. Не стоит – это незаконные требования. Но если покупка сделана в кредит, то магазин обязан вернуть вам проценты, которые вы уплатили банку на день возврата.
Обратите внимание! Купленные на распродаже товары вы тоже можете вернуть, кроме уцененных из-за дефектов вещей. Кроме того, основанием для возврата может стать неверная информация, предоставленная продавцом во время продажи, что помешало вам использовать продукцию по назначению.
Безвозвратные покупки и потерянные деньги
Существует перечень непродовольственных товаров, которые возврату и обмену не подлежат. Будьте внимательны – и вы сможете уберечь свой кошелек от необдуманных покупок.
Итак, вы купили вещь, дома ее осмотрели, и поняли, что пользоваться вы ею не хотите и не будете. Какой алгоритм ваших действий?
- Составьте заявление о возврате товара в 2-х экземплярах, к одному из них приобщите копии подтверждающих документов (чек, квитанция, договор). На всякий случай подготовьте еще одно заявление (также в 2-х экземплярах) на возврат денежных средств – вдруг имеющийся в магазине товар вам для обмена не подойдет.
- Пора идти в магазин, с собой возьмите кого-то из знакомых – пусть при вашем разговоре присутствует свидетель. При желании вы можете записать беседу на диктофон, только не забудьте предупредить об этом продавца и сообщить ему, что запись нужна только на случай судебного разбирательства, и никак иначе использоваться не будет. Будьте вежливы, спокойны и убедительны.
- Отдайте заявление продавцу, объясните свою ситуацию и попросите, чтобы продавец поставил дату и подпись на вашем экземпляре заявления. Будьте в этом настойчивы (но корректны и вежливы) – в случае суда это будет подтверждением вашего своевременного обращения по поводу возврата.
- Пришло время показать товар. Продавец должен убедиться, что вещью никто не пользовался. Если претензий к товару нет, то попросите продавца написать это на вашем экземпляре заявления. Есть возражения? Пусть продавец изложит их тут же.
- Выберите товар, который вы хотели бы получить в обмен и попросите составить акт, где должна быть указана дата совершенной сделки. Тогда ваше право на возврат денег или обмен в двухнедельный срок сохраняется. Вы можете обменивать товар неоднократно – закон вас в этом не ограничивает.
- Возьмите у продавца расписку, что обмениваемый товар вы вернули.
Что делать, если подходящего для обмена товара нет в наличии? Если вы можете подождать, то письменно оговорите срок нового поступления и приобретения аналога. Если вы хотите вернуть деньги, то передайте продавцу подготовленное «на всякий случай» заявление и попросите его поставить подпись на вашем экземпляре. Оставьте продавцу свои контакты. Через три дня загляните в магазин еще раз – вам должны вернуть деньги. Продавец отказал в возврате? Предупредите его об обращении в суд и потребуйте от него отказ в письменной форме. Напомните продавцу, что решение суда наверняка будет положительным (вы действуете в рамках закона), поэтому помимо возврата денег вам ему придется оплатить судебные издержки и компенсацию за моральный ущерб. Видя настойчивость покупателя, и понимая обоснованность его требований, чаще всего продавцы возвращают деньги.
Получайте удовольствие от ваших покупок!